Детский сад №40 "Белочка" г. Брянск

Конспект НОД «Познание» в старшей группе Тема: «О правах в сказках»

 Ребенок приходит в мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь целиком и полностью находится в руках взрослых. Так, Антуан де Сент-Экзюпери писал: «Мы в ответе за тех, кого приручили…». С раннего детства в малышах нужно воспитывать чувство уверенности в себе и социальной терпимости, самоуважения и уважения  к другим. Все это является основой правового воспитания дошкольников. За это в ответе, мы, взрослые. Эта проблема нас особенно волновала. Мы решили обучить детей элементарным правам в доступной форме.

Для этого нами был разработан и реализован проект «О правах играя». Фрагмент этого проекта (НОД – непосредственно образовательная деятельность) предлагаю:

 Тема: «О правах в сказках»

Цель: формирование правового сознания у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

обучающие:

- познакомить детей с содержанием статьи Конвенции ООН о правах ребенка, гарантирующей детям право на свободу и защиту от похищений;

-  закрепить полученные детьми представления о правах ребенка на основе русских народных сказок;

- пополнить словарный запас детей;

развивающие:

- способствовать умению рассуждать, делать выводы, сопереживать;

- умение применять полученные знания по правовой культуре в ситуациях реальной жизни;

воспитательные:

- воспитывать уважение к достоинству и личным правам другого человека;

- воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками;

- воспитывать правовую сознательность.

Предварительная работа: работа по реализации долгосрочного проекта «О правах играя», просмотр мультфильмов, чтение пересказ народных сказок, рассматривание иллюстраций, ознакомление с дидактическим материалом по правам ребенка, проведение интегративных занятий по данной теме, совместная деятельность с родителями по знакомству детей с правами.

Оборудование и материалы: проектор, макет «Цветик-правоцветик», игрушка Колобок, иллюстрированная дидактическая игра «Чей, чья, чье, чьи?», счетные палочки, геометрические фигуры, бросовый материал (спички).

План НОД

Воспитатель:

По извилистой дорожке,

Шли по миру чьи-то ножки.

Вдаль, смотря широкими глазами,

Шел малыш знакомиться с правами.

Рядом мама за руку держала,

В путь-дорогу малыша сопровождала.

Знать должны и взрослые и дети,

О правах, что защищают их на свете.

Воспитатель: Сегодня мы продолжим говорить о наших правах. Напомнит нам об этом «цветик –правоцветик».

На проекторе появляется «цветик-правоцветик»

Воспитатель: Посмотрите какой он яркий и красивый, каждый лепесток напоминает нам о праве. О каком праве говорит нам голубой лепесток?

Ребенок: Этот лепесток говорит нам о праве на жизнь.

Воспитатель: Как ты понимаешь это право?

Ребенок: Никто и никогда не может лишить нас жизни.

Воспитатель: А кто охраняет жизнь ребенка?

Ребенок: Жизнь ребенка охраняют родителя, воспитатели, врачи, полицейские.

Воспитатель: Ребята, вы согласны с ответом Маши?

Дети: Да.

Воспитатель: А фиолетовый лепесток о чем нам говорит?

Ребенок: Что каждый человек имеет право на имя. Имя отличает человека от других людей.

Воспитатель: А о чем может рассказать нам имя?

Ребенок: Что это мальчик или девочка, мужчина или женщина.

Воспитатель: Назовите имена мальчиков (девочек).

Игра «Обратись по имени»

Воспитатель: О чем нам хочет сказать красный лепесток?

Ребенок: О праве на семью.

Воспитатель: О чем нам говорит это право?

Ребенок: Что у каждого ребенка должна быть семья. Что каждый ребенок должен жить и воспитываться в семье.

Воспитатель: Правильно, ребенку хорошо там, где его любят и заботятся о нем.

Воспитатель: Какие пословицы о семье вы знаете?

Дети: Семья - это семь я.

Вся семья вместе и душа на месте.

Кто родителей почитает, тот во век не погибает.

Воспитатель: Вспомните, о каком праве говорит зеленый лепесток?

Ребенок: О праве на жилище. Никому не позволено врываться в дом и лишать тебя жилища.

Воспитатель: А ты что хочешь добавить Алена?

Ребенок: Мы должны чувствовать себя дома в полной безопасности. Мой дом -  моя крепость.

Воспитатель: А что обозначает символ на желтом лепестке?

Ребенок: Право на здоровье, на медицинское обслуживание.

Воспитатель: Что означает быть здоровым?

Ребенок: Вести ЗОЖ (здоровый образ жизни).

Воспитатель: А что такое здоровый образ жизни?

Дети: Беречь свое здоровье, делать зарядку, заниматься спортом, закаляться, отдыхать и т.д.

Физкультминутка «Зарядка»

Каждый день по утрам делаем зарядку

Очень нравиться нам делать по порядку (маршируют)

Весело шагать, руки поднимать,

Приседать и вставать,

Прыгать и скакать.

Воспитатель: Так для чего нам нужны права?

Дети: Чтобы жить счастливо и свободно, чтоб у каждого человека был свой дом, своя семья, чтобы все люди были здоровы, чтобы люди тебя любили, а ты любил родителей, друзей, Родину. Надо любить и уважать себя.

Воспитатель: Так что такое право?

Дети: Это то, без чего человек не может жить на свете.

Воспитатель: Мне сорока на хвосте принесла, что в некоторых сказках нарушаются права сказочных героев. Это так обидно.

Вы хотите попасть в сказку и помочь сказочным героям узнать свои права?

Дети: Да.

Воспитатель: Тогда в путь. Становитесь в круг. Произнесем волшебные слова:

Здравствуй, небо (руки вверх).

Здравствуй, земля (сели)

1,2,3,4,5 (загибают пальцы)

Вместе мы в кругу опять.

Будем дружно мы играть

Будем в сказку попадать.

Загадка:

Перед волком не дрожал,

От медведя убежал

А лисице на зубок

Все ж попался… (Колобок)

На экране проектора Колобок

Воспитатель: В какой мы сказке? Как вы думаете нарушено ли в этой сказке право сказочного героя?

Дети: Да!

Воспитатель: Какое? Докажите мне это.

Дети: Право на жизнь. Лиса съела Колобка.

Воспитатель: Можем ли мы спасти Колобка и как?

Дети: Мы можем изменить концовку сказки. Скажем Лисе: «Если ты съешь Колобка, то нарушишь право на жизнь и тебя накажет совет справедливых животных.

Воспитатель: И что же произойдет дальше?

Дети: Лиса испугается и не съест Колобка. Подружится с ним. Отведет его домой к бабушке и дедушке.

Воспитатель: В нашей новой сказке Колобку ничто не грозит. Никто не нарушит его права. Какого?

Дети: Права на жизнь.

Воспитатель: А хотите поиграть с Колобком?

Дети: Да!

Воспитатель: Мы будем говорить ему добрые слова и давать полезные советы.

Игра в кругу с мячом - Колобком. Воспитатель бросает мяч – Колобок  ребенку, ребенок говорит:

- слушайся бабушку и дедушку;

- не уходи один из дому;

- не общайся с незнакомцами;

- изучай свои права.

- До свидания, Колобок.

Воспитатель: Продолжим путешествие.

Мы весло шагаем по тропочке лесной,

Друзей мы повстречаем и позовем с собой

Дидактическая игра «Чей, чья, чье, чьи?»

Открыть иллюстрационный плакат дидактической игры на мольберте.

Воспитатель: Герои какой сказки спрятались за кустом?

Дети: Заюшкина избушка.

Воспитатель: Как вы думаете какое право нарушено в этой сказке?

Дети: Право на жилище.

Воспитатель: Почему Лиса нарушила это право?

Дети: У нее дом растаял, и ей негде стало жить.

Воспитатель: Чем мы можем помочь Лисе?

Дети: Построить новый дом.

Пальчиковая гимнастика «Привет, Ладошка»

Вставай, Большак!

Вставай, Указка!

Вставай, Середка!

Вставай, Сиротка!

И Крошка-Митрошка!

Привет, Ладошка!

Дети строят дома из различного материала используя схему-подсказку.

Воспитатель: Какие красивые дома, в них может жить вся лисья семья. Будет ли теперь Лиса нарушать право на жилище? Почему?

Дети: Нет! Потому что у Лисы теперь есть свой дом и она будет его беречь.

Воспитатель предлагает продолжить путешествие. На экране проектора отрывок из сказки «Гуси – Лебеди».

Воспитатель: В какой мы сказке? О чем эта сказка?

Дети: Как помощники Бабы Яги Гуси – Лебеди похитили братца Иванушку.

Воспитатель: В этой сказке тоже нарушено право. Право на свободу и защиту от похищения. Никто не имеет права похищать ребенка и разлучать его с семьей. Об этом новом праве говорит нам коричневый лепесток. Какой символ вы видите на этом лепестке?

Дети: Ребенок и зонтик.

Воспитатель: Зонтик это защита ребенка от всего плохого, что окружает его на свете. Добавим коричневый лепесток к цветику-правоцветику. С каким новым правом мы познакомились?

Дети: С правом на свободу и защиту от похищения.

Воспитатель: Мы помогли сказочным героям узнать свои права?

Дети: Да!

Воспитатель: В гостях хорошо, а дома лучше. Становитесь в круг.

1,2,3,4,5 (загибают пальцы)

Вместе мы в кругу опять (берутся за руки)

Со сказкой мы прощаемся (машут руками)

И в группу возвращаемся!

Итог: Вам понравилось наше путешествие? Что больше всего понравилось?

Дети: Познакомились с цветиком-правоцветиком, повторили права на жизнь, на имя, на семью, на жилище, на медицинское обслуживание, спасли Колобка от беды, построили дом для Лисы, познакомили сказочных героев в правами.

Воспитатель: Так что должны знать взрослые и дети?

Дети: О правах, что защищают их на свете!

Воспитатель: Посмотрите друг на друга. Вы похожи?

Дети: Нет!

Воспитатель: Да, вы все разные, а права у вас одинаковые.

Г.А. Чубко

воспитатель высшей

квалификационной категории

детского сада комбинированного вида

№40 «Белочка» г. Брянск

3 декабря 2014 в 00:16

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.