Детский сад №40 "Белочка" г. Брянск
Конспект НОД «Познание» в старшей группе Тема: «О правах в сказках»Ребенок приходит в мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь целиком и полностью находится в руках взрослых. Так, Антуан де Сент-Экзюпери писал: «Мы в ответе за тех, кого приручили…». С раннего детства в малышах нужно воспитывать чувство уверенности в себе и социальной терпимости, самоуважения и уважения к другим. Все это является основой правового воспитания дошкольников. За это в ответе, мы, взрослые. Эта проблема нас особенно волновала. Мы решили обучить детей элементарным правам в доступной форме. Для этого нами был разработан и реализован проект «О правах играя». Фрагмент этого проекта (НОД – непосредственно образовательная деятельность) предлагаю: Тема: «О правах в сказках» Цель: формирование правового сознания у детей старшего дошкольного возраста. Задачи: обучающие: - познакомить детей с содержанием статьи Конвенции ООН о правах ребенка, гарантирующей детям право на свободу и защиту от похищений; - закрепить полученные детьми представления о правах ребенка на основе русских народных сказок; - пополнить словарный запас детей; развивающие: - способствовать умению рассуждать, делать выводы, сопереживать; - умение применять полученные знания по правовой культуре в ситуациях реальной жизни; воспитательные: - воспитывать уважение к достоинству и личным правам другого человека; - воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками; - воспитывать правовую сознательность. Предварительная работа: работа по реализации долгосрочного проекта «О правах играя», просмотр мультфильмов, чтение пересказ народных сказок, рассматривание иллюстраций, ознакомление с дидактическим материалом по правам ребенка, проведение интегративных занятий по данной теме, совместная деятельность с родителями по знакомству детей с правами. Оборудование и материалы: проектор, макет «Цветик-правоцветик», игрушка Колобок, иллюстрированная дидактическая игра «Чей, чья, чье, чьи?», счетные палочки, геометрические фигуры, бросовый материал (спички). План НОД Воспитатель: По извилистой дорожке, Шли по миру чьи-то ножки. Вдаль, смотря широкими глазами, Шел малыш знакомиться с правами. Рядом мама за руку держала, В путь-дорогу малыша сопровождала. Знать должны и взрослые и дети, О правах, что защищают их на свете. Воспитатель: Сегодня мы продолжим говорить о наших правах. Напомнит нам об этом «цветик –правоцветик». На проекторе появляется «цветик-правоцветик» Воспитатель: Посмотрите какой он яркий и красивый, каждый лепесток напоминает нам о праве. О каком праве говорит нам голубой лепесток? Ребенок: Этот лепесток говорит нам о праве на жизнь. Воспитатель: Как ты понимаешь это право? Ребенок: Никто и никогда не может лишить нас жизни. Воспитатель: А кто охраняет жизнь ребенка? Ребенок: Жизнь ребенка охраняют родителя, воспитатели, врачи, полицейские. Воспитатель: Ребята, вы согласны с ответом Маши? Дети: Да. Воспитатель: А фиолетовый лепесток о чем нам говорит? Ребенок: Что каждый человек имеет право на имя. Имя отличает человека от других людей. Воспитатель: А о чем может рассказать нам имя? Ребенок: Что это мальчик или девочка, мужчина или женщина. Воспитатель: Назовите имена мальчиков (девочек). Игра «Обратись по имени» Воспитатель: О чем нам хочет сказать красный лепесток? Ребенок: О праве на семью. Воспитатель: О чем нам говорит это право? Ребенок: Что у каждого ребенка должна быть семья. Что каждый ребенок должен жить и воспитываться в семье. Воспитатель: Правильно, ребенку хорошо там, где его любят и заботятся о нем. Воспитатель: Какие пословицы о семье вы знаете? Дети: Семья - это семь я. Вся семья вместе и душа на месте. Кто родителей почитает, тот во век не погибает. Воспитатель: Вспомните, о каком праве говорит зеленый лепесток? Ребенок: О праве на жилище. Никому не позволено врываться в дом и лишать тебя жилища. Воспитатель: А ты что хочешь добавить Алена? Ребенок: Мы должны чувствовать себя дома в полной безопасности. Мой дом - моя крепость. Воспитатель: А что обозначает символ на желтом лепестке? Ребенок: Право на здоровье, на медицинское обслуживание. Воспитатель: Что означает быть здоровым? Ребенок: Вести ЗОЖ (здоровый образ жизни). Воспитатель: А что такое здоровый образ жизни? Дети: Беречь свое здоровье, делать зарядку, заниматься спортом, закаляться, отдыхать и т.д. Физкультминутка «Зарядка» Каждый день по утрам делаем зарядку Очень нравиться нам делать по порядку (маршируют) Весело шагать, руки поднимать, Приседать и вставать, Прыгать и скакать. Воспитатель: Так для чего нам нужны права? Дети: Чтобы жить счастливо и свободно, чтоб у каждого человека был свой дом, своя семья, чтобы все люди были здоровы, чтобы люди тебя любили, а ты любил родителей, друзей, Родину. Надо любить и уважать себя. Воспитатель: Так что такое право? Дети: Это то, без чего человек не может жить на свете. Воспитатель: Мне сорока на хвосте принесла, что в некоторых сказках нарушаются права сказочных героев. Это так обидно. Вы хотите попасть в сказку и помочь сказочным героям узнать свои права? Дети: Да. Воспитатель: Тогда в путь. Становитесь в круг. Произнесем волшебные слова: Здравствуй, небо (руки вверх). Здравствуй, земля (сели) 1,2,3,4,5 (загибают пальцы) Вместе мы в кругу опять. Будем дружно мы играть Будем в сказку попадать. Загадка: Перед волком не дрожал, От медведя убежал А лисице на зубок Все ж попался… (Колобок) На экране проектора Колобок Воспитатель: В какой мы сказке? Как вы думаете нарушено ли в этой сказке право сказочного героя? Дети: Да! Воспитатель: Какое? Докажите мне это. Дети: Право на жизнь. Лиса съела Колобка. Воспитатель: Можем ли мы спасти Колобка и как? Дети: Мы можем изменить концовку сказки. Скажем Лисе: «Если ты съешь Колобка, то нарушишь право на жизнь и тебя накажет совет справедливых животных. Воспитатель: И что же произойдет дальше? Дети: Лиса испугается и не съест Колобка. Подружится с ним. Отведет его домой к бабушке и дедушке. Воспитатель: В нашей новой сказке Колобку ничто не грозит. Никто не нарушит его права. Какого? Дети: Права на жизнь. Воспитатель: А хотите поиграть с Колобком? Дети: Да! Воспитатель: Мы будем говорить ему добрые слова и давать полезные советы. Игра в кругу с мячом - Колобком. Воспитатель бросает мяч – Колобок ребенку, ребенок говорит: - слушайся бабушку и дедушку; - не уходи один из дому; - не общайся с незнакомцами; - изучай свои права. - До свидания, Колобок. Воспитатель: Продолжим путешествие. Мы весло шагаем по тропочке лесной, Друзей мы повстречаем и позовем с собой Дидактическая игра «Чей, чья, чье, чьи?» Открыть иллюстрационный плакат дидактической игры на мольберте. Воспитатель: Герои какой сказки спрятались за кустом? Дети: Заюшкина избушка. Воспитатель: Как вы думаете какое право нарушено в этой сказке? Дети: Право на жилище. Воспитатель: Почему Лиса нарушила это право? Дети: У нее дом растаял, и ей негде стало жить. Воспитатель: Чем мы можем помочь Лисе? Дети: Построить новый дом. Пальчиковая гимнастика «Привет, Ладошка» Вставай, Большак! Вставай, Указка! Вставай, Середка! Вставай, Сиротка! И Крошка-Митрошка! Привет, Ладошка! Дети строят дома из различного материала используя схему-подсказку. Воспитатель: Какие красивые дома, в них может жить вся лисья семья. Будет ли теперь Лиса нарушать право на жилище? Почему? Дети: Нет! Потому что у Лисы теперь есть свой дом и она будет его беречь. Воспитатель предлагает продолжить путешествие. На экране проектора отрывок из сказки «Гуси – Лебеди». Воспитатель: В какой мы сказке? О чем эта сказка? Дети: Как помощники Бабы Яги Гуси – Лебеди похитили братца Иванушку. Воспитатель: В этой сказке тоже нарушено право. Право на свободу и защиту от похищения. Никто не имеет права похищать ребенка и разлучать его с семьей. Об этом новом праве говорит нам коричневый лепесток. Какой символ вы видите на этом лепестке? Дети: Ребенок и зонтик. Воспитатель: Зонтик это защита ребенка от всего плохого, что окружает его на свете. Добавим коричневый лепесток к цветику-правоцветику. С каким новым правом мы познакомились? Дети: С правом на свободу и защиту от похищения. Воспитатель: Мы помогли сказочным героям узнать свои права? Дети: Да! Воспитатель: В гостях хорошо, а дома лучше. Становитесь в круг. 1,2,3,4,5 (загибают пальцы) Вместе мы в кругу опять (берутся за руки) Со сказкой мы прощаемся (машут руками) И в группу возвращаемся! Итог: Вам понравилось наше путешествие? Что больше всего понравилось? Дети: Познакомились с цветиком-правоцветиком, повторили права на жизнь, на имя, на семью, на жилище, на медицинское обслуживание, спасли Колобка от беды, построили дом для Лисы, познакомили сказочных героев в правами. Воспитатель: Так что должны знать взрослые и дети? Дети: О правах, что защищают их на свете! Воспитатель: Посмотрите друг на друга. Вы похожи? Дети: Нет! Воспитатель: Да, вы все разные, а права у вас одинаковые. Г.А. Чубко воспитатель высшей квалификационной категории детского сада комбинированного вида №40 «Белочка» г. Брянск 3 декабря 2014 в 00:16
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.